Форум » Традиции, история казачества » ОРДЫНСКИЕ КАЗАКИ » Ответить

ОРДЫНСКИЕ КАЗАКИ

детонатор: Ч Русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший Две книги по казачьей истории и от 1740 г. общавшийся с Казаками на Днепре, Дону и Тереке, говорит в лЛетописном повествовании о Малой России╗: лКогда Татары, под предводительством хана своего Батыя, в 1240 г. взяли Киев, оной до основания разрушили и всю тамошнюю страну опустошили, и был град оной со всеми облежащими местами пуст, тогда и Казаки отторгнулись от державства Российского и оставались под властию Татар╗. В подтверждение этих слов Ригельман указывает и лПримечание к Татарской Родословной истории о Казаках, живущих в стране, как Татары именуют, Кипчакской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаис и Бористен, ныне же именуемых Доном и Днепром╗. Эти Казаки, которых Ригельман, копируя древние источники, называет иногда Косаками, до времени лдержавства Российского╗ составляли коренное население Томаторкани. Только после смерти ее государя Мстислава Храброго (1036 г.), Ярослав киевский лпокорил под свою власть Косаков,. которык прежде больше всех опасался╗ Ригельман). Однако эти связи с Киевом оказались некрепкими. При первом появления Монголов в 1223 т. степные племена Касаков или Казаков оказались на их стороне и способствовали поражению объединенных русско-половецких сил. Русские летописи укоряют по этому поводу казачье племя Бродников и их вождя Плоскыню. После 1240 г., когда все Восточные Славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли и Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По типу, привычкам и роду жизни Казаки мало отличались от других степных народов, переходящих из кочевого в оседлый быт. В царстве хана Бату они оказались, наравне с Половцами-Кыпчаками, своими людьми. Ставши от первой встречи с Монголо-татарами их союзниками. Казаки имели возможность беспрепятственно проживать на прежних местах оседлым военным народом. Ханы со временем поручили им надзор за отдельными участками северной и западной границ. Земледельцы же из их среды должны были доставлять Татарам плоды своих трудов. В Ипатьевской летописи сохранилась часть записи о казачьем племени Болоховцев (под № 1241 г.). Даниил Галицкий лна не болшую вражду держа, яко от Татар болшую надежду имеаху╗, а к тому же еще, завоеватели не тронули их городков и поручили Болоховцам лда им орютъ пшеницу и проса╗. Эти новые лтатарские люди╗ издавна были христианами, а первые ханы не притесняли инаковерующих. В 1261 г. киевский митрополит Киприан, по предложению хана Беркая, основал в городе Сарае епископию для ордынских христиан. Одно время ее центр находился в Переяславе и тогда епископы носили титул Саранских и Переяславских, но потом его. пришлось перенести назад в Сарай и епископы стали называться Саранскими и Подонскими. Богослужения в храмах совершались на церковно-славянском языке, а деловая переписка с митрополитами на языке русском. Оседлое казачье население выставляло очередные ополчения, которые располагались на границах или принимали участие в походах на запад, но из его же среды выходили своевольные и подвижные группы, совершавшие самостоятельные набеги на соседей. Может быть, поэтому в Литве и в Польше о Казаках сложилось представление, как о племени мало зависавшей от ханов и составлявшем как бы отдельную орду. Таким образом, все Казаки могли долгое время считаться ордынскими. Исключение составляли только те, что скрылись в горах между Кабардинцами (зто будущие Гребенцы и Горские Казаки), но иногда и они привлекались на службу отдельным ханам. Старинный русский историк Болтин пишет: лВ 1282 г. Баскак татарский Курского княжения╗ призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими Слободы под именем Казаков╗. Но служба в этой области оказалась им не по душе и они ушли в Канев лк Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая часть их была породою Черкасы╗ (листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой то причине, бесследно исчезли). Но Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с . Кавказа. По персидской географии Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кавказа называлась лЗемлей Касак╗, а источники более поздние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте. В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: лтое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков╗. Без сомнения, речь здесь идет о стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы лпослали в город в Черкасы╗. В то время, когда баскак призвал Казаков из Пятигорья, правителем западных областей царства Золотой Орды или Дешт и Кыпчак был темник Нагай. Казаки в его войсках играли заметную роль и, по мнению казачьего историка Е. П. Савельева (История Дона), своими подвигами способствовали росту его военной славы. Современник Нагая, Грек Пахимер (История императоров Михаила и Андроника) рассказывает, что темник сумел основательно отатарить местное население днепровско-донецких степей. Там все стали носить татарскую одежду, переняли татарские обычаи, язык и все вместе стали так сильны, что легко разбили войска хана, пытавшегося принудить их к послушанию. После Нагая, при крымских ханах Гиреях, О. К. выступают, как Казани Перекопские и Белгородские. Из них же набирались отряды охраны черноморских колоний Генуи. В уставе колоний предусмотрены их права и обязанности. В известную эпоху такими же ордынскими можно считать и Донских Казаков. О них можно многое узнать из посланий московских митрополитов к приходам Червленного Яра на Среднем Дону (от начала XIV в. до 1560 г.). Об участии этих Казаков в Куликовской битве говорит извлечение из какой то старинной летописи, сохранявшееся в записях Вкладной книги часовни на Лубянке в Москве: лТам в верховьях Дона народ христианский воинского чину живущий, зовомии Козаци╗, выступил по стороне Московского князя Дмитрия Донского, лс радостию стретающа его со святыми иконами и со кресты, поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и приносяща ему дары от своих сокровищ, иже имяху у себя чудотворные иконы в церквах своих╗. Запись во Вкладной книге Донского монастырях говорит и об участии их в самой битве: лТого ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к великому князю Димитрию Ивановичу Донские Казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Димитрия Иоановича в междуречьи Дону и Непрявды, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя .Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Димитрию Иоановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение агарян вручиша╗. Пишет об этом и Краткая Московская летопись, которая, по словам Ригельмана, лнапоминает нам, что перед сражением Московского вел. князя Дмитрия Ивановича с Мамаем, поднесена ему Донскими Казаками икона Донская╗. А в родословной Татарской истории он же находит: лКогда татарская сила начала упадать, то Казаки, видя, что Россияне начали явно противиться Татарам, также напали на них всеми своими силами╗. Причиной этих выступлений послужили междоусобия наступившие в царстве Дешт и Кыпчак, борьба всех против всех и вытекающие из этого постоянные насилия со стороны враждующих между собою татарских улусов. Когда начались столкновения между разными претендентами на главенство в империи, ханы особенно стали привлекать к себе на службу многие казачьи роды. Они формировали из них свои дружины и ценили Казаков не меньше, чем своих знатных родственников, огланов, князей и мурз. В XV в. О. К. составляли многочисленный социально-племенной слой в друживших между собою Крымской и Нагайской ордах. В то время как Донские Казаки вынуждены были оставить ок. 1395 г. берега своей реки, Перекопские, Белгородские, Нагайские и Азовские Казаки оставались с Татарами до прихода на северные берега Черного моря завоевателей Турок. Тогда О. К. оставили ханов, признавших власть турецкого султана, перекочевали к границам В. Княжества Литовского, а частично и к ушедшим раньше на московские лукрайны╗ Донцам. Это произошло в конце пятнадцатого столетия, а через полвека все они начали дружное возвращение на те днепровские и подонские юрты, которыми владели при Татарах и которые испокон веков считали своим лПрисудом╗. Судя по Запорожцам и всем жителям Дона, Терека и Урала, О. К., за небольшим исключением, живя среди Татар, сохранили свои Прежние внешние и духовные черты. В массе своей они пришли назад на Старое Поле христианами с древнеславянской речью, на которой все же несколько отложилось влияние татарских диалектов. Источник: КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев

Ответов - 2

детонатор: Продолжаем разговор об ордынском происхождении русского этноса. Согласно "Казачьему словарю-справочнику", изданному в США в 1966 году (статья "Запорожские казаки"), днепровские или запорожские казаки до XVI века назывались ордынскими казаками. Русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший две книги по казачьей истории в середине 18 века, общался с казаками на Днепре, Дону и Тереке, в "Летописном повествовании о Малой России" он пишет, что казаки составляли коренное население Тьмутаракани. После 1240 года, когда все Восточные Славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли и Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По типу, привычкам и роду жизни казаки мало отличались от других степных народов, переходящих из кочевого в оседлый быт. В царстве хана Бату они оказались, наравне с Половцами-Кыпчаками, своими людьми. То есть казаки - это тоже войска монгольской Орды. Монгольское слово "юрт" ("юрта" - становище, жилище, станица) постоянно употреблялось в казачьем обиходе для обозначения их стоянок, поселений. Из "Казачьего словаря-справочника" следует, что запорожское (днепровское) казачество тольков XV веке отделилось от Крымского государства (от Синей Орды). Из-за религиозного раскола Синяя Орда в конце XV века распалась на две части. Одна из них составила православную северную часть - приблизительно современную Украину, где и образовалась к концу XVI века самостоятельная Низовая Запорожская Республика. Запорожское вольное казачество при Екатерине Великой было переселено. Перед казаками был поставлен выбор: либо перейти на состояние крестьян, то есть добровольно отказаться от своего казачьего вольного статуса, либо переселиться на Кубань и в Ставрополе. То есть на новые земли государства, на новые границы. Значительная часть казаков согласилась. В России построили город Екатеринодар, который сейчас известен как Краснодар. Там сейчас и проживают, в основном, потомки запорожских, то есть ордынских казаков. И они тоже - часть русского этноса. Начало разговора: Русь - западная окраина Золотой Орды "Мы, русские, настоящие потомки хана Батыя, а не какие-то там татары..." Внешность Чингисхана Tags: ордынское происхождение русского этноса ( 35 comments — Leave a comment ) a_poli 2013-01-22 11:37 am (UTC) Вызывает сомнение, опять же... (Reply) (Thread) rovego 2013-01-22 11:38 am (UTC) Не только у тебя. Но я потому и копаю, что меня официальная версия волшебного исчезновения монголо-татар совсем не устраивает. (Reply) (Parent) (Thread) katoga 2013-01-22 02:38 pm (UTC) Копай дельше (Reply) (Parent) (Thread) tiesto88 2013-01-22 05:45 pm (UTC) А какова официальная версия? (Reply) (Parent) (Thread) rovego 2013-01-22 06:11 pm (UTC) Учебник в помощь. Это долгая история. :) (Reply) (Parent) (Thread) boockman 2013-01-28 05:58 am (UTC) Эмм... какого исчезновения??? Откуда они исчезли??? Если о монголах говорить - так они как жили в Монголии, так и живут. На Русь именно монголов приходила горсточка - подавляющее большинство на высших командных должностях в Орде. Что же до татар, кипчаков, прочих покоренных народов - они спокойно жили в осколках Золотой орды - Казанском, Астраханском, Сибирском и Крымском ханствах. Их потомки живут на этих территориях и по сей день. Так кто и куда иcчез? Простите, не понимаю... Edited at 2013-01-28 05:59 am (UTC) (Reply) (Parent) (Thread) rovego 2013-01-28 01:23 pm (UTC) Те монголы не имеют никакого отношения к ордынцам. Я и говорю, что потомки ордынцев преспокойно живут на этих, русских, землях. Потому что русские и есть потомки ордынцев - по большей части. (Reply) (Parent) (Thread) boockman 2013-01-28 02:05 pm (UTC) Русские, разумеется, потомки ордынцев. Равно, как и варягов, чуди и мери, кривичей, вятичей и прочих словен ильменских. Поскольку после начала "великой замятни" в Орде, когда хан Узбек стал устанавливать ислам, как государственную религию, куча ордынцев-христиан бежали на Русь, где их с радостью принимали в дружины, женили на боярышнях и приписывали к дворянскому сословию. У Льва Николаэвича Гумилева все это подробно расписано) Ну метисы мы, народ метисов - русские. Каких только кровей в нас не мешано... А те монголы, которые живут в Монголии - это потомки все тех же чингизидов, что слали войска на Русь. Просто войска тащили не из Монголии, а мобилизовывали покоренные народы в непосредственной близости от Руси. Монголы в тех войстах на должйностях ниже тысячника не служили) (Reply) (Parent) (Thread) cherepet 2013-01-29 06:59 am (UTC) "Ну метисы мы, народ метисов - русские" А существуют "чистые, несмешанные" народы? (Reply) (Parent) (Thread) boockman 2013-01-29 11:36 am (UTC) Да, существуют. Но они либо немногочисленны и отделены от соседей природными преградами - горами, морем, непроходимыми лесами - либо смешивание запрещает религия. Сейчас таких народов очень мало, почитай и не осталось. А раньше - раньше хватало) А чего обидного в том, чтобы быть метисом? (Reply) (Parent) (Thread) cherepet 2013-01-29 01:09 pm (UTC) "А чего обидного в том, чтобы быть метисом?" Нет не обидно. Просто формулировка "русские - народ метисов" вызвала вопрос.) (Reply) (Parent) (Thread) boockman 2013-01-31 10:54 am (UTC) Я-не расист, если Вы это имели в виду) И в слове "метис" ничего обидного не вижу) (Reply) (Parent) (Thread) olga_fink 2013-01-22 08:05 pm (UTC) Еще какие... (Reply) (Parent) (Thread) slavneishev 2013-01-22 11:50 am (UTC) Отлично. Согласен по всем параметрам. Я тоже все никак не мог понять, а куда же делось население из Тьмутаракани? Эта теория ставит все на место... Спасибо (Reply) (Thread) rovego 2013-01-22 11:55 am (UTC) Я постараюсь расставить все по местам, и для себя, и для других. :) (Reply) (Parent) (Thread) (Deleted comment) rovego 2013-01-22 12:40 pm (UTC) Лет 10 назад читал что-то. Но смутно помню... (Reply) (Parent) (Thread) Носовский, Фоменко zuev_kovcheg 2013-01-22 06:07 pm (UTC) Так перечтите. Или сошлитесь. (Reply) (Parent) (Thread) byrmenk 2013-01-22 12:37 pm (UTC) "Путешествие по Кавказу" прочитай А. Дюма. Оттуда . прилёг под тенью развесистой клюквы. (Reply) (Thread) bull_terier 2013-01-22 01:18 pm (UTC) Троцкий говаривал, что казаки это единственная группа русских, способная к самоорганизации, поэтому и подлежит полному уничтожению (Reply) (Thread) scinic 2013-01-22 01:38 pm (UTC) Я в одной школе ростовской области видел стенд со всеми главными атаманами дона. До 17 века хоть бы одно русское имя попалось:)) (Reply) (Thread) boockman 2013-01-28 06:02 am (UTC) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%92%D0%BE%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE # Сусар Федоров, участвовал в покорении Казани в 1552 # Павлов и Ляпун Филимонов, участвовали в покорении Астраханского ханства в 1554—1556 # Михаил Черкашенин, получал грамоты от Ивана Грозного в 1570 году # Ермак Тимофеевич, покорил Сибирское ханство в 1581—1584 (традиция именует его «Донским атаманом», хотя известные факты связывают его прежде всего с Волгой и Яиком (Уралом) # Иван Кишкин, атаман, дававший присягу верности царю Федору Иоанновичу в 1584 году Кто тут нерусский? (Reply) (Parent) (Thread) scinic 2013-01-28 06:28 am (UTC) Вот я предполагаю, что с остальными атаманами та же история, что и с Ермаком. То есть де факто он не был донским атаманом. Но в общем, если снова занесёт в ту школу я сфотографирую стенд. (Reply) (Parent) (Thread) boockman 2013-01-28 06:39 am (UTC) Вот и мне интересно - кого в те атаманы записали?) (Reply) (Parent) (Thread) kobeleff 2013-01-22 02:48 pm (UTC) Начать свою серию постов чтоли)))) ПРо Россию и русских))) И мою версию истории)) (Reply) (Thread) brazilnatal 2013-01-22 05:44 pm (UTC) Мы потомки киммерийцев) ближайшая родня - шотландцы никоим образом не орда) (Reply) (Thread) nikitskij 2013-01-22 08:00 pm (UTC) познавательно (Reply) (Thread) lolopynder 2013-01-22 08:13 pm (UTC) Масса мнений бушует по данному поводу (Reply) (Thread) ksenia_vasil 2013-01-22 08:20 pm (UTC) Какую ты тему непростую взял... (Reply) (Thread) rovego 2013-01-23 08:57 am (UTC) Очень меня заинтересовала... (Reply) (Parent) (Thread) angri_au 2013-01-23 02:38 am (UTC) Никогда не задумывался, почему в русских источниках запорожских казаков называли черкесами? И откуда га Украине взялся город Черкасы? Кстати, общее между казаками донскими и казаками запорожскими - только слово "казаки". (Reply) (Thread) tuman_off 2013-01-23 04:15 am (UTC) синяя орда это восточное крыло улуса джучи. то есть сибирь и казахстан. Раскол в синей орде это раскол между исламом и старой монгольской верой. Православием там не пахло. Население тмутаракани никакого отношения не имело к собственно Руси. Из руси там была только правящая верхушка. Остальное - это сборная солянка из осевших половцев, остатков хазар, греков и тп. Доказательство - археология. Даже горшки никакого отношения не имели к славянским образцам. Не говоря уж про погребения. Казаки это та же сборная солянка, изначально из тех же тюркоидов и околокавказцев, постепенно размытая славянскими переселенцами, после примерно 15 века. Отсюда и имена, и черкасы и все остальное - память о начале, никакого отношения не имеющего к продолжению. (Reply) (Thread) tuman_off 2013-01-23 04:37 am (UTC) и да, казаки не могут иметь отношения к тмутаракани по простой причине - тмутаракань это город. Греческий, то бишь византйский. Вся материальная культура там - греческая. Вся эпиграфика (надписи) - греческая. Даже правители из руси там называли себя архонтами и делали печати а-ля византийский наместник. Г-н ригельман этого конечно знать не мог, потому как не знал что такое археология. (Reply) (Thread) kladez_zolota 2013-01-24 06:24 pm (UTC) очень интересно, вроде в школе про это не проходили. (Reply) (Thread) andrewrostov 2013-01-27 04:07 pm (UTC) Ну город Екатеринодар никто не основывал... Была казачья станица, которую в честь императрицы назвали Екатеринодарской... Если будет в Краснодаре - обратите внимание, она и сейчас станица - по укладу, по центральному району, по куче базаров и рынков... Только новые районы как-то дают повод назвать ее (станицу) городом. Edited at 2013-01-27 04:08 pm (UTC) (Reply) (Thread) Расовый состав "Золотой Орды" livejournal 2013-01-27 06:59 pm (UTC) Пользователь female_gender сослался на вашу запись в записи «Расовый состав "Золотой Орды"» в контексте: [...] Ордынское происхождение казаков [...] (Reply) (Thread)

детонатор: еще ссылки http://kazak.wikia.com/wiki/Ордынские_казаки История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Часть І. Предки казачества. Глава I. Взгляд историков на происхождение казаков. Вызывать в воспоминании минувшее есть своего рода способ заглядывать в будущее. Многомиллионный народ, населяющий в настоящее время берега Дона, Кубани, Терека, Урала, Нижней Волги, Иртыша, Амура, Уссури и другие места великой России, какъ-то: Забайкалье и даже Камчатку и с гордостью называющий себя в течение многих веков "казаками", едва ли может правильно понимать носимое им имя, а темъ более объяснить его значение. В русской исторической литературе хотя и были многократные попытки к объяснению этого слова, но они, как увидим ниже, не привели ни к какому положительному результату. Задача действительно нелегкая, тем более что название народа "казаки" тесно связано с вопросом о его происхождении. Если мы станем на точку зрения российских историков, объясняющих, хотя и бездоказательно, происхождение казачества от гулящих, бездомных людей и беглых преступников из разных областей Московского и Литовско-Польского государств "искавших дикой воли и добычи в опустелых улусах орды Батыя" (Карамзин). то название "казак" будет происхождения сравнительно недавнего, явившееся на Руси не ранее XV века и данное этим беглецам другими народами, как имя нарицательное, с отождествлением со словом "вольный, никому неподвластный, свободный". (Отождествление это будет объяснено ниже). Но тогда явится на сцену совсем необъяснимый вопрос, а именно: почему беглецы эти, скопившиеся на Днепре и Дону и по низовьям Волги, стали сами себя в XV и XVI в.в. именовать казаками — названием чуждым, для них совсем непонятным и с гордостью носить это имя в течение четырех веков, совсем отрицая какую-либо связь с московскими и литовскими областями, кроме связи по религии. - 2 - Русские и все славянские народы издавна называют германцев немцами, французы – аллеманами, англичане, как и древние римляне – германцами, шведы и норвежцы – по своему и т.д.; сами же немцы, считая эту кличку для себя обидной, называют себя дейтш, а страну свою – Дейтшланд.1) Арабы, русскиe и южные славяне турок называют: турки, тюрки и турци, от арабского слова "туркур", разбойник, следовательно, прозвищем бранным, которое турки не любят; сами же себя они именуют османами (османли) от султана Османа и оттоманами. http://passion-don.org/history-1/chapter-1.html



полная версия страницы