Форум » Традиции, история казачества » Как русская икона немецкие города спасла, или История в ожидании казаков («Русское поле», Германия ) » Ответить

Как русская икона немецкие города спасла, или История в ожидании казаков («Русское поле», Германия )

Админ: Русские казаки шли из Лейпцига, шли на Париж. Все, как и двести лет назад, только в этот раз, в 2012 году, поход был мирный - конный пробег казачьего отряда в честь великих событий двухвековой давности Русские казаки шли из Лейпцига, шли на Париж. Все, как и двести лет назад, только в этот раз, в 2012 году, поход был мирный - конный пробег казачьего отряда в честь великих событий двухвековой давности. Участники марша делали остановки в самых важных пунктах исторического маршрута атамана Платова. Современный отряд составили настоящие донские казаки, из тех же самых станиц, которые и в период наполеоновского нашествия были оплотом казачьего русского войска. Я этот день, осенью прошлого года, ждала участников конного пробега у небольшого кладбища в маленьком курортном городке Бад-Зульца, где казаки собирались возложить венки к могилам погибших советских военнопленных. Позднее осеннее солнце освещало ухоженные могильные плиты с надписями на русском и немецком языках, кое-где были цветы, стояли поминальные свечи, на одной солдатской могиле сидел плюшевый мишка. Кладбище недавно отреставрировано, и на специальной стеле можно прочесть историю захоронений бывшего концлагеря. Округа была пустынной, но вдруг я заметила какое-то движение за оградой. Мужчина средних лет, в старинной военной форме, видимо, тоже дожидался казачьего отряда. Мы познакомились. Моим собеседником оказался граф Олаф фон Нойендорф. В Германии очень много разных обществ по интересам, так что встретить человека, возглавляющего "Магдебурский егерский батальон", не такая уж неожиданность. Но все-таки возникают вопросы, когда встречаешь взрослого человека, с энтузиазмом марширующего в компании своих единомышленников и устраивающего стрельбы из исторического оружия. Откуда пошло это увлечение? Такие мысли крутились у меня в голове. Казаки все не ехали, и мне припомнилась военная поговорка, что появляются они всегда внезапно, в самый неожиданный момент. Граф и казаки Но, пока мы ждали, я решила прямо спросить графа, почему его так захватила военно-историческая тема. И тут сразу все стало ясно. - А как же, ведь все мои предки были в этом полку! Мы были вместе с русским царем 200 лет назад! Я этим живу, и моя семья тоже, мы храним верность традициям, дружба с русскими у нас в крови. У меня даже царское письмо есть! - Где? - С собой, сейчас в машине, хотите вам покажу? Чего только не бывает. Идем к машине, а там, оказывается, отца семейства дожидалась жена и четверо маленьких ребятишек, тоже жаждущих дождаться казаков. Граф надел специальные "архивные" перчатки и со всеми предосторожностями вынул из папки историческое письмо. Действительно, царский указ, наделяющий его предка полковника фон Нойендорфа особыми полномочиями. Граф и Мария Павловна Дальше время полетело незаметно. То, что рассказывал граф фон Нойендоф, было захватывающе интересно. Это все были истории о добрых делах Марии Павловны Романовой, дочери царя Павла, выданной замуж за наследника веймарского герцогства. Граф мог говорить, наверное, часами о ее жизни. Здесь, в небольшом городке Бад-Зульца, организовывала Мария Павловна на свои средства курсы для женщин, открывала школу для девочек, помогала бедным семьям. Такое происходило и в других городах, в том числе Веймаре, Йене. О добрых делах Марии Павловны сейчас как-то забывается даже в Тюрингии, где она прожила многие годы, а тем более в России. А ведь можно сказать, что если бы не деятельное участие русской герцогини, многое бы в Тюрингии выглядело сейчас по-другому. Свое огромное приданое тратила она на реставрации, градостроительство, благотворительность. Но сейчас если и вспоминают об этом, то русские ученые и историки, близкие к православному приходу Веймара. В немецких кругах эти истории можно услышать очень редко. Не принято вспоминать, что, собственно, благодаря ее усилиям и родственным связям с русским двором было спасено Веймарское герцогство в смутное время наполеоновских войн. Встретить местного жителя, с восторгом вспоминающего об участии русских в судьбе его родины, мне еще ни разу не доводилось. - В православной церкви Веймара бываете? - спрашиваю графа. - Да, конечно. Там икона царская. В Веймарской церкви, построенной в память о Марии Павловне, стоит икона, которую она привезла с собой из Петербурга. Эта икона была всегда рядом с ней. - А знаете, что эта икона спасла города Бад-Зульцу и Лахенштедт двести лет назад? - спрашивает меня вдруг собеседник. Граф и икона Этой истории я никогда не слышала и попросила его рассказать. Граф рассказал, но уточнил, что лучше мне переговорить с его отцом - графом Хайнцем фон Нойендорфом. Такая счастливая возможность мне выдалась, и уже по телефону удалось узнать некоторые детали этой истории. Старший граф, а ему сейчас 77 лет, знает историю отлично, еще бы - ведь казанская икона Божьей Матери сыграла свою роль и в сохранении его семьи. Оказывается, после битвы под Лейпцигом, когда русские войска и их союзники пошли в поход на Париж, а это движение началось в конце октября 1813 года, казаки атамана Платова должны были пройти маршем через веймарские земли. Как говаривал сам атаман Платов: "Казак что не украдет, то разобьет". Время было суровое, военное, да и формально веймарские земли были под властью Франции. И тогда, по словам фон Нойердорфа, Мария Павловна, которая была в отъезде в Штутгарте (уехала, чтобы не встречаться с Наполеоном), решила сберечь своих подданных от возможных нападений со стороны казачьих отрядов. Она применила очень действенное средство: приказала все дома Бад-Зульцы и Лахштедта, лежавших на пути армий, снабдить православным святым образом, чтобы казачьи войска знали, что это дружественная им территория. Видимо, хорошо поработали художники-икононописцы веймарского прихода, точных сведений у графа нет. Одно можно сказать - что работали очень быстро и приказ успели исполнить. Как рассказал мне новый знакомый, по распоряжению Марии Павловны во всех окнах обоих городов были выставлены образы Казанской иконы. Когда казаки вошли в Бад-Зульцу и Лахштедт, их встретил почитаемый святой лик. Перекрестились и поехали дальше. Я поинтересовалась у моего собеседника об источниках этой невероятно захватывающей истории. - У нас дома хранится эта икона, - ответил мне граф. - Она передавалась как семейная реликвия от поколения к поколению. Семьи моего прадеда и деда жили в то время в Бад-Зульце. И я икону получил в наследство. Представить себе, что в Германии через два века, через две страшные войны немецкая семья будет хранить православную русскую икону как главную семейную ценность, было почти невозможно. А ведь если эта история была на самом деле, вероятно, и в других семьях помнят об этом чуде и хранят образ Казанской иконы? Старший из фон Нойендорфов рассказал, что сейчас в городском архиве Бад-Зульцы можно прочесть запись о рассказанном им событии из жизни этого небольшого, но очень уютного города, известного своими целебными источниками, чудесными виноградниками и отличным местным вином. Наконец, до нас домчались казаки на своих гнедых красавцах-дончаках, лошадях той самой знаменитой породы, ныне почти утраченной. Граф со всеми положенными почестями встретил казаков. Он не говорит по-русски, я постаралась очень быстро рассказать его историю прибывшим гостям. Общались очень тепло, а затем граф проводил казаков дальше по маршруту. Теперь я иногда получаю от общества, которым руководит граф фон Нойендорф, приглашения на мероприятия. С большим уважением я читаю об их успехах и от всего сердца желаю ему и его замечательной семье всего самого хорошего. У графа растут четыре маленькие девочки. У их деда, старшего графа Хайнца фон Нойендорфа, я спросила, знают ли они эту историю. Он ответил, что пока девочки малы для этого, старшей лишь 11 лет, но позже они обязательно узнают всю историю их рода и, конечно, познакомятся и с ролью русской православной иконы в их судьбе. Недавно, основываясь на этой истории, члены тюрингского "Общества друзей города Санкт-Петербурга" ко дню Битвы народов напечатали изображения иконы Казанской божьей матери, чтобы распространить среди местных русскоязычных жителей. А стоило бы, наверное, повторяя исторические события двухсотлетней давности, раздать Казанскую икону в Бад-Зульце и Лахенштедте, которые были ею спасены. И, возможно, нашлись бы еще семьи, сохранившие этот святой образ до сегодняшнего дня. Шестнадцатого ноября в Веймаре состоится круглый стол "Мария Павловна и Русский двор Веймара. Значение православия в жизни Германии", в котором примут участие представители духовенства, политики и общественные деятели, культурологи и слависты, соотечественники, пресса. Мероприятие организуют совместно православная община Тюрингии и Тюрингский координационный Совет соотечественников при поддержке Посольства России в Германии и генерального консульства в Лейпциге. Информационную поддержку оказывает портал "Русское поле". Елена Еременко Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_11_05/Kak-russkaja-ikona-nemeckie-goroda-spasla-ili-Istorija-v-ozhidanii-kazakov-5023/

Ответов - 0



полная версия страницы